Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Научно-исследовательский институт – Республиканский
исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сведения о ходе выполнения проекта

В ходе выполнения проекта по Соглашению о представлении субсидии от 03 сентября 2014 года № 02.571.21.0003 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 3 в период с 01 июля по 31 декабря 2015 г. выполнялись следующие работы:

Проект на этапе № 3 направлен на: разработку предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок (ИиР); анализ инновационной активности малых инновационных предприятий (МИП), учрежденных вузами и научными организациями; подготовку, редактирование и публикацию сборника материалов с учетом результатов полученных на 3 этапе; размещение в информационно-телекоммуникационной сети полученных в ходе реализации проекта результатов (3 этап) в объеме не менее 32 полос текста. Работы по допечатной подготовке сборника: редактирование текста, редактирование графики, верстку макета.

При этом на этапе № 3 были получены следующие материалы:

1. Разработаны предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок.

Эта задача решалась на основе анализа действующих государственных нормативных документов и предложений вузов.

Проанализированы основные нормативные документы, определяющие государственную политику:

  • «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
  • Государственная программа развития науки и технологий (Все ФЦП, включенные в программу).
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и план ее реализации в 2015-2016 гг.

Предложения на основе анализа документов:
Указанные правовые документы предлагают искать способы взаимодействия на рыночной основе. Это предложение согласуется с идеей о превращении сектора ИиР в производящую отрасль.
В сфере законодательства предлагается взять за основу это предложение о принципиальных целях:

  • превратить сектор ИиР в производящую отрасль;
  • выделить мультикативный эффект научных разработок как цель и основание для бюджетного финансирования;
  • развивать информационную систему отрасли.

В развитие этих идей сформулированы 14 предложений, которые позволят продвинуться в направлении создания экономически эффективного сектора ИиР, в том числе:

  • отказаться от методов стимулирования научной или инновационной деятельности, связанных с ограничением действия законодательства Российской Федерации. Основной формой государственной поддержки должно стать не стимулирование, а инвестирование ожидаемого внешнего эффекта вследствие диффузии новаций.
  • начать работы по созданию статистического наблюдения результатов деятельности сектора ИиР и всего научно-технического комплекса.
  • включить в Закон о науке определения:
    а) комплекса научной деятельности;
    б) круга статистических показателей;
    в) перечня документов государственной политики с указанием их статуса, функций, структуры и способов исполнения.

Анализ предложений вузов проводился по результатам проведенного опроса на специализированном сайте http://inno-sbornik.extech.ru по разработанной анкете, согласованной с Минобрнауки России.

  • формулировать в федеральных целевых программах крупные проекты с указанием конкретной технологической задачи;
  • осуществлять бюджетное финансирование НИОКР преимущественно в рамках госзаданий. (По отраслевому принципу).

Основные предложения разработаны в виде двух законопроектов:

1. «О совершенствовании научно-технической деятельности при проведении научно-технологического аудита»;

2. «Об отдельных полномочиях федеральных университетов».

Законопроект «О совершенствовании научно-технической деятельности при проведении научно-технологического аудита» предусматривает внесение изменений в Федеральные законы:

1. от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», статья 2, в части определения и отнесения научно-технологического аудита к научно-технической деятельности;

2. от 05.08.2000 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации», статья 149, в части освобождения научно-технологического аудита от налогообложения.

Законопроект «Об отдельных полномочиях федеральных университетов» предусматривает наделение федеральных университетов правом участвовать в разработке целевых программ развития субъектов Российской Федерации.

Принятие законопроектов в установленном порядке позволит проводить научно-технологический аудит, отсутствующий в законодательстве, направленный на оценку научно-технического и инновационного потенциалов организаций, включающего оценку их технологического уровня, оценку и экспертизу направлений технологического развития, с применением льгот по налогообложению, приравненным к проведению НИОКР.

Кроме того, федеральные университеты получат право участвовать в разработке целевых программ развития субъектов Российской Федерации.

В целом эти законодательные нормы повысят эффективность инновационной деятельности российских университетов.

Экспертные предложения ученых института и предложения вузов («снизу») послужат основой для актуализации нормативной правовой базы в научно-инновационной сфере.

2. Проведен анализ инновационной активности малых инновационных предприятий, учрежденных вузами и научными организациями.

Решение этой задачи обеспечивалось с помощью мониторинга деятельности МИП по согласованной с Минобрнауки России анкете. Анкета содержит две части: социологическую и экономическую, которая отражает деятельность МИП (выручка, прибыль, персонал, сведения о директорах).

В научном отчете изложены изменения законодательной базы в 2013-2014 гг., в части МИП.

Дана статистика создания МИП по федеральным округам, ведомствам, а также динамика создания МИП по годам.

Приведены результаты мониторинга деятельности МИП.

Результаты исследования представлены в аналитических таблицах, графиках, диаграммах.


Выводы и предложения:

В целом, по оценке учредителей, создание МИП даёт значительные выгоды и преимущества, как учредителю, так и МИП, что свидетельствует об интересе к этому механизму коммерциализации РИД.

Для эффективного развития механизма коммерциализации РИД через создание МИП в первую очередь необходимо развитие инновационной инфраструктуры, включая увеличение доступных площадей учредителя.


3. Подготовлен, отредактирован и опубликован третий выпуск сборника материалов тиражом 200 экземпляров (3 квартал 2015 г.).

Подготовлен к печати четвертый выпуск сборника материалов тиражом 200 экземпляров (4 квартал 2015 г.). Проведены работы по допечатной подготовке 4 выпуска сборника: редактирование текста, редактирование графики, верстка макета.

Каждый выпуск сборника содержит информационно-аналитические материалы по не менее 25 наиболее успешным университетам в осуществлении инновационной деятельности.

Электронные версии печатных изданий 1-4 выпусков сборника размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайте ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ http://inno-sbornik.extech.ru.

Сборник направлен почтой в адрес 84 промышленных предприятий, распространялся на форумах: «Открытые инновации» - 50 комплектов, «Вузпромэкспо»-40 комплектов.


Таким образом, в проекте впервые под руководством Минобрнауки России создается система для обеспечения промышленных предприятий реального сектора экономики информацией об инновационных разработках вузов и научных организаций. Преимуществом системы является применение единого стандарта представления информации, осуществление контроля за ее достоверностью, а также адресность ее представления.

Отчетная документация по этапу № 3 в предусмотренные регламентом Минобрнауки России сроки размещена в информационной системе Дирекции программ для рассмотрения и экспертизы в установленном порядке.