Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Научно-исследовательский институт – Республиканский
исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Нормативно-правовые основы функционирования системы

Утверждаю
Первый заместитель Министра
науки и технологий
Российский федерации
Г.В.Козлов

ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертизе в системе Миннауки России
проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ




1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 01.04.91 № 182 "О введении государственной экспертизы в сфере науки", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 № 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы". Положением о Министерстве науки и технологий Российской Федерации и должно обеспечить проведение комплексной экспертизы инновационных научно-технических проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующих на оказание им государственной поддержки из средств федерального бюджета и содействие в получении внебюджетных средств.

1.2. Комплексная экспертиза в системе Миннауки России проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР (далее - экспертиза), представляет собой специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность, направленную на выявление и отбор перспективных, потенциально коммерциализуемых результатов НИОКР для введения их в хозяйственный оборот.

1.3. Комплексная экспертиза является составной частью механизма отбора, формирования и реализации инновационных научно-технических проектов в Миннауки России.

1.4. Процедура экспертизы инновационных проектов в Миннауки России предусматривает два этапа:

1 этап - входная экспертиза, предназначенная для получения предварительных оценок экономической целесообразности коммерциализации результатов НИОКР, проводится в соответствии с приказом Миннауки России от 29 октября 1998 г. № 200;

2 этап - комплексная научно-техническая и экономическая экспертиза инновационного проекта, направленная на получение системы объективных оценок проекта, подлежащих обязательному определению в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Миннауки России и специальными требованиями потенциальных инвесторов.

1.5. Комплексная экспертиза основана на едином нормативном, организационном и методическом обеспечении, разрабатываемом и осуществляемом Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы (далее - РИНКЦЭ) - специализированной головной организацией в системе Миннауки России.

1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных экспертных заключений, подготавливаемых РИНКЦЭ, исходя из полученного задания и относящихся к нему материалов.

1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими законами и нормативными актами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями Миннауки России, а также настоящим Положением.


3. Задачи экспертизы


Задачами экспертизы являются организация и проведение исследований и комплексных независимых оценок объектов, представленных на экспертизу и относящихся ко всем этапам инновационной деятельности.


4. Принципы экспертизы


Экспертиза основывается на принципах:

  • обязательности ее проведения в случаях, установленных действующими правовыми актами, приказами и распоряжениями Миннауки России;
  • системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения;
  • независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса, их компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов;
  • научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их ориентации на мировой уровень развития науки и техники, норм и правил техногенной и экологической безопасности, требований стандартов и международных соглашений;
  • объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы;
  • гласности экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.

5. Объекты экспертизы


5.1. Объекты экспертизы и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае Миннауки России и его подразделениями.

5.2. Объектами экспертизы являются инновационные научно-технические проекты, имеющие своей целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующие на оказание им государственной поддержки из средств федерального бюджета и содействие в получении внебюджетных средств.

5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены:

- проекты на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализуемые на конкурсной основе;

- промежуточные и конечные результаты выполнения инновационных проектов, работ, начиная с момента их организации и до предъявления готового продукта.

Перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться в зависимости от конкретных условий ее развития и форм организации.


6. Субъекты экспертизы


6.1. Субъектами экспертизы являются:

- структурные подразделения Миннауки России;

- Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы Миннауки России;

- юридические и физические лица, привлекаемые Миннауки России к организации и проведению экспертизы и выполняющие необходимые для этого функции.

6.2. Заказчиками экспертизы выступают Миннауки России, его структурные подразделения и подведомственные организации, принимающие решения о необходимости проведения экспертизы.

6.3. Организаторами экспертизы являются РИНКЦЭ, его филиалы и представительства.

6.4. Исполнителями экспертизы (экспертами) являются юридические или физические лица, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы, изучающие и оценивающие представленный им объект экспертизы, выступающие в качестве авторов (соавторов) экспертных заключений по итогам назначенной экспертизы согласно требованиям исходных документов (в том числе договорных) и заданий.

6.5. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами, предоставленными им существующими законами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями Миннауки России.


7. Организация и проведение экспертизы


7.1. Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.

7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание на проведение экспертизы по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное финансирование проводимых экспертных работ и рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения.

7.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение.

7.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных (договорных) документах и заданиях.

7.5. По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно и независимо с последующим сопоставлением полученных результатов.

7.6. Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых проводилась экспертиза.

7.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством.


8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы


8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы включает законодательные акты' Российской Федерации, нормативные документы Миннауки России, а также стандарты и научно-методические разработки, регламентирующие отношения и правила взаимодействия между субъектами экспертизы, технологические схемы ее проведения, общие требования к экспертам, возможности получения и использования служебной информации.

8.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатывается РИНКЦЭ по инициативе Миннауки России, других министерств и ведомств, экспертных организаций, учреждений науки, исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования механизмов управления инновационной деятельности.

8.3. Конкретные разработки нормативно-методического обеспечения экспертизы проводятся коллективами ученых и специалистов во взаимодействии с РИНКЦЭ на основе использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественного и зарубежного опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации. Нормативно-методическое обеспечение, применяемое на всех этапах экспертизы, подлежит обязательной сертификации в РИНКЦЭ.


9. Информационно-техническое и кадровое обеспечение экспертизы


9.1. Информационно-техническое обеспечение экспертизы включает в себя телекоммуникационные средства для обмена информацией с субъектами экспертизы - телефон, телефакс, компьютеры с возможностями работать в сети INTERNET в режимах Е-mail, news, Web-server и FTR-server.

9.2. Кадровое обеспечение экспертизы составляют исполнители (эксперты), привлекаемые организатором к участию в экспертном процессе.


10. Финансирование экспертизы


10.1. Финансирование экспертизы осуществляется заказчиком, в размере до 3% от стоимости проекта, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

10.2. Контроль за расходованием финансовых средств осуществляет заказчик экспертизы в соответствии с установленными им нормами или условиями договоров с организатором и исполнителями экспертизы.


11. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы


11.1. Спорные вопросы и разногласия между субъектами экспертизы подлежат урегулированию в претензионном порядке согласно действующему законодательству, приказами Миннауки России, другими нормативными актами, а также договорными обязательствами.

11.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения административных или экономических санкций против ее организаторов и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской Федерации).

11.3. Госбюджетное финансирование экспортируемых программ, проектов, разработок, получивших положительные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в силу не раскрываемых при экспертизе причин или последующих событий и обстоятельств, не является основанием для применения экономических санкций против организаторов или исполнителей экспертных работ.

11.4. Заказчик и организаторы экспертизы пользуются правом высказать публичное осуждение исполнителям, проведшим некачественную экспертизу.


12. Конфиденциальность экспертизы


12.1. Участники экспертного процесса обязаны препятствовать использованию материалов экспертизы, передаче третьим лицам, разглашению конфиденциальной информации и сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.