Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Научно-исследовательский институт – Республиканский
исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Нормативно-правовые основы функционирования системы

УТВЕРЖДЕНО
приказом Госкомвуза России
от 17.08.94 № 841

ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертизе в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию



Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию, концепцией развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике и призвано обеспечить их организационную и нормативную поддержку.


1. Общие положения


1.1. Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (далее - экспертиза) представляет собой специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность, направленную на информационное обеспечение решений по важнейшимпроблемам науки высшей школы.

1.2. Экспертиза является составной частью механизма формирования и реализации научной политики Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в организационном, структурном, профессиональном, бюджетном и правовом отношениях.

1.3. Экспертиза представляет собой систему реализации официально установленных и регламентированных принципов и правил подготовки экспортно-аналитических данных по различным вопросам научной, технической, технологической деятельности учебных заведений и организаций Госкомвуза России.

1.4. Экспертиза, как система, объединяет Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию, филиалы и отделения этого Центра, в том числе Аналитический центр сопровождения научных исследований высшей школы, иные экспертные учреждения, а также взаимодействующие с ними независимые экспертные формирования (советы, комиссии, коллективы), создаваемые на базе научных учреждений Российской академии наук, отраслевых академий, высших учебных заведений, отраслевых исследовательских институтов, консультативных фирм, научных обществ.

1.5. Экспертиза, проводимая по заданиям Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, может организовываться и выполняться на договорных началах по обращениям других министерств, ведомств, общественных и научных организаций, а также негосударственных учреждений (предприятий, фирм, фондов)для повышения обоснованности принимаемых ими решений.

1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных экспертных заключений, подготавливаемых Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы или иным экспертным предприятием на основе, анализа и обобщения мнений независимых экспертов по экспертируемой проблеме, исходя из подученного задания и относящихся к нему материалов.

1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими законами и нормативными актами Российской Федерации, постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, а также настоящим Положением.


2. Цели экспертизы


2.1. Целями экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию являются:

  • всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором приоритетов научно-технического и технологического развития, стимулирование развития современных направлений науки, практической реализации новых научных идей;
  • объективная оценка теоретической и народнохозяйственной значимости представленных на экспертизу научных работ фундаментального и прикладного характера, а также научно-технических и социально-экономических программ и проектов;
  • проведение экспертной работы для государственных и негосударственных предприятий и учреждений, научное и методологическое обеспечение новых форм социально-экономической, финансовой к хозяйственной деятельности (в пределах компетенции Госкомвуза Россия);
  • изучение и творческое применение зарубежного опыта осу- ществления экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой наукой знаний в условиях осложняющихся экологических, ресурсных и демографических проблем.

3. Принципы организации эксперизы


3.1. Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию строится на принципах:

  • системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения,
  • независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы,
  • соответствия используемой информационной и технической базы условиям проводимой экспертизы,
  • комплексности и научной обоснованности экспертных оценок.
  • гласности результатов экспертизы.

4. Задачи экспертизы


4.1. Основными задачами экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию являются:

  • организация и проведение комплексной независимой экспертизы исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, научно-технических и гуманитарных программ и проектов, новых научных идей, технологий, приемов труда;
  • проведение комплексной независимой экспертизы научных результатов, достигнутых учебными заведениями и организациями Госкомвуза России, и оценка на этой основе уровня их научно-технического и социально-экономического развития;
  • проведение комплексной экспертно-аналитической оценки приоритетных направлений и оригинальных разработок в сфере науки и техники, определение эффективных путей решения сложных народнохозяйственных задач применительно к специфике высшей школы;
  • привлечение научной общественности к активному участию в решении вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследований фундаментального и прикладного характера;
  • анализ возможных последствий реализации альтернативных вариантов решений, принимаемых на разных уровнях управления научно-техническим и технологическим развитием высшей школы (в пределах компетенции Госкомвуза России).

5. Объекты экспертизы


5.1. Объекты экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и характер проводимых экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае ее заказчиками в лице Государственного комитета Российский Федерации по высшему образованию, его управлений, а также подведомственных ему организаций, обращающихся к экспертизе.

5.2. Объектами экспертизы являются проекты, разработки, программы, реализация которых отвечает интересам государства и требует от него привлечения значительных финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов.

5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены:

    проекты и результаты прогнозных и конъюнктурных исследований, определяющих приоритеты научно-технического и технологического развития;
  • межвузовские, межотраслевые, региональные и другие программы фундаментальных и прикладных исследований, предлагаемые к выполнению за счет средств госбюджета, а также разделы этих программ;
  • международные и межгосударственные программы научного сотрудничества, инновационные проекты, поисковые разработки, экспериментальные исследования в различных областях знания, в том числе самостоятельные этапы этих работ;
  • промежуточные и конечные результаты выполнения указанных программ, проектов, работ начиная с момента организации исследований и до предъявления готового продукта;
  • новые научные идеи, современные технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности общественного производства, развитию социальной сферы, экономному расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации;
  • научные аспекты разработок и предложений, относящихся к системе организации науки высшей школы и элементам ее инфраструктуры (в пределах компетенции Госкомвуза России).

Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться органами управления наукой высшей школы в зависимости от конкретных условий ее развития.


6. Субъекты экспертизы


6.1. Субъектами экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию являются юридические и физические лица, а также общественные объединения, выполняющие основные функции, связанные с ее организацией и проведением.

6.2. По характеру своего участия в процессе экспертизы субъекты подразделяются на ее заказчиков (заявителей), организаторов (подрядчиков) и исполнителей (экспертов).

6.3. Заказчиками экспертизы выступают Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию как распорядитель бюджетных ассигнований, его управления и подведомственные организации, другие министерства и ведомства, негосударственные учреждения (фирмы, фонды и др.), заинтересованные в получении экспертного заключения.

6.4.Организаторами экспертизы являются Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, его филиалы и отделения, а также другие экспертные учреждения (предприятия), проводящие конкретную организационную работу в соответствии с настоящим Положением.

6.5. Исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и специалисты, учреждения науки (исследовательские институты, испытательные центры), высшие учебные заведения, существующие или специально создаваемые экспертные формирования (советы, комиссии, творческие коллективы), общественные, коммерческие и иные организации, профессионально занимающиеся экспертно-аналитической деятельностью.

6.6. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами, предоставленными им существующими законами Российской Федерации, нормативными документами органов государственного управления, постановлениями (приказами) Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.


7. Организация экспертизы


7.1. Организационную основу экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.

7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание ее организатору по согласованным стандартам, обеспечивает финансирование проводимых экспертных работ, рассматривает представляемые ему официальные экспертные заключения.

7.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы в соответствии с принятой технологической схемой, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры о ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает информационную, техническую, нормативно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение.

7.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по воем вопросам, указанным в договорных документах.

7.5. По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно и независимо с последующим сопоставлением полученных результатов.

7.6. Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений, в интересах которых проводилась экспертиза.

7.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим законодательством.

7.8. Субъекты экспертизы в сфере науки высшей школы несут ответственность аа нарушения ее принципов, организационных и правовых норм ее проведения, своих договорных обязательств в порядке, установленном существующими нормативными актами.


8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы


8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию включает законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, а также научно-методические разработки, регламентирующие отношения и правила взаимодействия между субъектами экспертном, технические схемы ее проведения, общие требования к экспертам, возможности получения и использования служебной информации.

8.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатывается по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, других министерств, специализированных экспертных организаций, учреждений науки и общественных формирований исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования механизмов управления развитием науки в высшей школе.

8.3. На организационно-методологическом и научно-методическом уровнях обеспечение экспертизы осуществляет Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы и (или) другие экспертные предприятия, имеющие право:

  • привлекать к проведению экспертизы на договорной (контрактной) основе научные или иные организации, зарубежные фирмы, временные творческие коллективы, а также отечественных и иностранных ученых и специалистов;
  • финансировать научно-методические разработки и организационные мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы и создание систем ее обеспечения;
  • получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от их характера, мест расположения и прав пользования;
  • предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведения конкретных экспертиз информацию в соответствии с существующими правилами пользования ею;
  • рассматривать спорные вопросы по организации и проведению экспертизы, а также участвовать в их обсуждениях в соответствии о действующим законодательством;
  • отклонять или направлять на доработку заключения, выполненные экспертами о нарушениями законодательных норм, порядка проведения экспертизы, требований настоящего Положения;
  • привлекать на договорной основе ученых и специалистов различных исследовательских учреждений, высших учебных заведений, других Организаций для проведения научных работ по проблемам экспертизы;
  • взаимодействовать в пределах своей компетенции с ведомственными, общественными и иными экспертными организациями и подразделениями, экспертными органами суверенных республик и иностранных государств с целью проведения консультаций, комплексных экспертиз, обмена опытом и научно-методическими разработками;
  • проводить в установленном порядке совещания, семинары, конференции по вопросам экспертизы в сфере науки высшей школы, а также публиковать информацию о результатах проведения экспертиз. их методологическом, организационном и техническом обеспечении.

8.5. Конкретные разработки нормативно-методического обеспечения экспертизы проводятся коллективами ученых и специалистов на основе использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественного и зарубежного опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации.


9. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы


9.1. Спорные вопросы по существу проведенной экспертизы или ее организации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки я оценках и др.) рассматриваются заказчиком и организаторами указанных работ в порядке, установленном существующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, другими нормативными актами.

9.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения административных или экономических санкций против ее организаторов и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской Федерации).

9.3. Госбюджетное финансирование научных программ, проектов, технических разработок, экспериментальных и других работ, получивших положительные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в силу нераскрытых при экспертизе причин, не является основанием для применения экономических санкций против организаторов или исполнителей экспертных работ.

9.4. Заказчик и организаторы экспертизы в сфере науки высшей школы пользуются правом высказать публичное осуждение исполнителям, проведшим некачественную экспертизу.